Налоговые вычеты по акцизам

Налоговые вычеты по акцизам: общие условия, КБК, возмещение, льготы

Налоговые вычеты по акцизам

Плательщики акцизов, как и все налогоплательщики, имеют право при определённых условиях снизить размер налога на подакцизные товары на суммы налоговых вычетов, установленных законом (статья 200 НК РФ).

Суммы

Налоговый вычет предусматривается на совокупный размер акцизов, выплаченных при совершении следующих действий:

  1. Предприятие приобретает или ввозит на таможенную зону страны, а затем выпускает в свободное обращение подакцизные продукты для использования их в виде сырья для производства подакцизной продукции.
  2. Организация приобретает, производит или ввозит в таможенную зону давальческое сырьё или передаёт подакцизные товары, полученные из такого сырья.
  3. Предприятие использует полученный из пищевого сырья этиловый спирт для изготовления винной продукции, предназначенной для производства алкогольной продукции.
  4. Покупатель возвратил или отказался от подакцизной продукции.
  5. Предстоящие поставки подакцизной продукции были предварительно оплачены получателем.
  6. Предприятие, имеющее разрешение на операции с этиловым спиртом, получает спирт и использует его для получения продукции без содержания спирта.
  7. Предприятие реализует спирт организации, обладающей разрешением на производство продукции без спирта, для производства такой продукции.
  8. Предприятие, имеющее лицензию на производство бензина прямой гонки, реализует этот бензин лицу, обладающему правом на переработку такого бензина.
  9. Производит операции с прямогонным бензином путём передачи подакцизных товаров собственного производства на переработку на давальческой основе и по передаче полученных из этого сырья продуктов собственнику данного сырья.
  10. Получает и использует прямогонный бензин при изготовлении нефтехимической продукции и (или) передаёт такой бензин в качестве давальческого сырья для изготовления нефтехимии.

Общие условия для принятия

Предприятие обладает правом на получение вычетов по акцизному налогу при соблюдении некоторых условий:

  1. Для произведения вычета необходимо предоставить один из следующих документов, доказывающих ввоз подакцизной продукции или уплату акцизного налога: расчётный документ, счёт-фактура, таможенные декларации или любые иные документы.
  2. Вычет полагается только на сумму, фактически уплаченную продавцом, или предъявленную плательщиком налога и уплаченную владельцем давальческого сырья.
  3. Вычет возможен только на ту сумму, которую уплачивает продавец товара или плательщик налога предъявляет владельцу давальческого сырья, а тот уплачивает её в бюджет.
  4. Вычетом облагается общая стоимость подакцизной продукции, используемой в виде исходного продукта, которая входит в расходы при изготовлении другой подакцизной продукции, принимаемой к вычету при расчёте налога на прибыль конкретного предприятия.

Важно:

  • В случае оплаты налога по подакцизному сырью для получения других подакцизных товаров, в документы необходимо вписать наименование организации, за которую производится данный платёж, иначе получить вычет будет невозможно.
  • Если в качестве давальческого сырья используется подакцизная продукция, за которую уже был выплачен налог на территории РФ, для получения вычета следует предоставить платёжные документы с подтверждением оплаты налога давальцем сырья.
  • Для получения вычета на этиловый спирт, используемый для изготовления неспиртосодержащей продукции, необходимо предоставить:
    • лицензию на право изготовления этилового спирта (неспиртосодержащей продукции);
    • договор с изготовителем спирта (или с налогоплательщиком, обладающим разрешением на изготовление неспиртосодержащих товаров);
    • акты приёма-передачи спирта;
    • реестровые номера счёт-фактур производителей спирта;
    • накладные документы на отпуск спирта.

Что надо для возмещения

По окончании налогового периода может случиться так, что общий размер вычетов окажется больше общего размера исчисленного налога. Разница в этом случае должна быть возмещена (зачтена или возвращена) в порядке, установленном ФЗ № 366 от 24 ноября 2014 года.

Правом на такое возмещение пользуются предприятия:

  • имеющие право на обработку или другие операции, связанные со следующими продуктами: бензин прямой гонки; бензол, параксилол, ортоксилол;
  • обладающие свидетельством согласно ст. 179.5 НК;
  • вписанные в реестр эксплуатантов Гражданской авиации и получившие документ об этом;
  • указанные в ст. 182, п.1, пп.30 и 31.

Его порядок

Для возмещения налога необходимо написать в налоговую инспекцию заявление о возмещении не позже 5 суток после сдачи налоговой декларации.

 В заявлении его податель обязуется уплатить все издержки или возвратить разницу при принятии отрицательного решения или если заявление будет удовлетворено частично.

Эти обязательства должны быть подтверждены банковской гарантией. Прилагаются реквизиты счёта для перечисления средств.

На обработку заявления отводится 5 дней. Проверяются следующие критерии:

  • соответствие пп.2 и 3 ст.182 НК;
  • наличие недоимок по платежам;
  • наличие неоплаченных штрафов и пеней.

Решение о возмещении налога или отказе в возмещении сообщается в письменном виде в течение 5 суток после его вынесения. Решение должно сопровождаться разъяснениями с соответствующими статьями законов. Государство обязывает налоговые органы возвратить всю сумму налога не позднее 5 суток после оповещения налогоплательщика о своём решении.

Льготы и налоговая оптимизация акцизов

Для того, чтобы уменьшить налоговое бремя, предприятия и предприниматели могут использовать два пути: пользоваться льготами, представленными государственными законами, и находить собственные пути законного снижения суммы налогов.

При уплате акцизного налога отдельные налогоплательщики могут воспользоваться льготами, предусмотренными государственными законами.

Целью таких льгот является стремление государства улучшать экономические показатели, например, расширить экспорт определённых товаров.

Льготы дают преимущества тем лицам, которые ими пользуются, в сравнении с другими лицами. Льготы имеют несколько форм:

  • полное освобождение от уплаты акциза;
  • применение нулевой ставки налогообложения;
  • уменьшение налога с помощью вычета;
  • возврат ранее уплаченного налога.

Отдельной статьи, определяющей условия получения льгот, в НК РФ не имеется, но описание различных послаблений при уплате акциза обнаруживается в других статьях:

  • ст.183 (виды операций, освобождённых от уплаты акциза);
  • ст.182 и некоторые другие;
  • некоторые статьи Таможенного кодекса;
  • пункты решений, принятых Коллегией Евразийской комиссии по экономике.

Собственная деятельность организации с целью снизить налоговые выплаты называется оптимизацией. Реализуется она с помощью корпоративного налогового менеджмента.

Оптимизационные схемы должны быть разумными, эффективными, надёжными, безвредными, автономными. Главным критерием должно быть удовлетворение требованиям законов.

При производстве подакцизной продукции можно применить следующие схемы оптимизации:

  1. Заниматься производством продукции с меньшим процентным содержанием спирта (до 9%), за которые ставка налога ниже;
  2. Расфасовывать лекарства с содержанием спирта в меньшие ёмкости. От ёмкости зависит категория товара, а значит, ставка налога.
  3. Выпускать товары с высоким процентом спирта в виде лекарства, а не просто алкогольного напитка (например, бальзамы). За лекарства акциз ниже.
  4. Изготовлять пиво таких сортов, в которых содержание спирта меньше 8,6%, а алкоголь – до 25%, что даёт возможность почти в 1,5 раза уменьшить размер акциза. Конечно, это не может касаться водки и коньяка.
  5. Заниматься реализацией своей продукции за границей, в странах с более льготным сбором акцизных налогов.

Множество подобных схем существуют в отношении природного газа, прямогонного бензина и иных подакцизных товаров.

КБК

Код бюджетной организации (КБК) – это классификация расходов, доходов и источников, формирующих бюджет государства. Это своеобразная форма расчётного счёта любой организации, с помощью которого можно отправить деньги по нужному адресу, в данном случае — на счёт государства, чтобы избежать пеней или штрафов при направлении выплат по некорректному адресу.

КБК указывается в любом платёжном документе на перечисление любых денежных средств. Представляет собой ряд из 20 цифр, подразделённых на 4 части, независимые друг от друга:

  • первые 3 цифры – код государственной организации;
  • следующая 1 цифра – группа, к которой относится доход;
  • следующие 2 цифры – код платежа;
  • следующие 5 цифр – статья и подстатья дохода;
  • следующие 2 цифры – уровень бюджета (бюджет региона или федеральный);
  • следующие 4 цифры – ключевые, они означают причину платежа. Таких причин всего 3: собственно налог, пеня или штраф.
  • Последние 3 цифры – виды дохода: налог, от собственности, неналоговый.
Код КБК по акцизу на полученный из исходного пищевого сырья этиловый спирт182 1 03 02011 01 1000 110;
Код пеней по нему182 1 03 02011 01 2100 110;
Код процентов по нему182 1 03 02011 01 2200 110;
Код штрафов по нему182 1 03 02011 01 3000 110.

Вследствие неверного введения КБК у предприятия иногда могут возникнуть проблемы с задолженностью по одному виду выплат и переплата по другому виду. В этом случае возможен возврат излишне уплаченных сумм.

Решение об этом принимают местные налоговые службы в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика.

Так что после уплаты задолженности по определённому платежу возможно обратиться за возвратом другого платежа.

Как быстро вернуть налоговые вычеты, расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/aktsizy/vychety.html

Когда и как акциз можно принять к вычету — НалогОбзор.Инфо

Налоговые вычеты по акцизам

Налоговым законодательством предусмотрены различные правила применения вычетов в отношении:

  • акцизов, уплаченных при приобретении подакцизных товаров;
  • акцизов по операциям с денатурированным этиловым спиртом;
  • акцизов по операциям с прямогонным бензином;
  • акцизов, уплаченных при возврате покупателем подакцизных товаров;
  • акцизов при безвозвратной утере подакцизных товаров;
  • акцизов при производстве алкогольной продукции.

Приобретение подакцизных товаров

При приобретении подакцизных товаров у производителя этих товаров уплаченные суммы акциза организация вправе:

  • учесть в стоимости приобретенных товаров (п. 2 ст. 199 НК РФ);
  • принять к вычету, то есть уменьшить сумму начисленного налога за отчетный период на сумму акциза, предъявленного продавцом (п. 3 ст. 199 НК РФ).

Сумму входного акциза принимайте к вычету при одновременном соблюдении следующих условий:

  • товар приобретен на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ);
  • товары используются как сырье для производства иных подакцизных товаров (п. 3 ст. 199, ст. 200 НК РФ);
  • ставки акциза на сырье и произведенные из него подакцизные товары определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы (п. 3 ст. 199 НК РФ).

По подакцизным товарам, которые используются для производства других подакцизных товаров, вычетам подлежат суммы акциза:

  • перечисленные в бюджет при ввозе подакцизных товаров на территорию России.

При исчислении акциза на спиртосодержащую или алкогольную продукцию (кроме вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), пива и напитков на основе пива, винных напитков, изготовленных без добавления ректификованного спирта) налоговые вычеты авансового платежа производятся в пределах суммы авансового платежа, фактически уплаченной в бюджет, исчисленной исходя из объема использованного сырья и ставки акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 16 статьи 200 Налогового кодекса РФ.

Например, организация производит автомобильный бензин марки Аи-92. В качестве сырья для производства продукции она использует автомобильный бензин марки Аи-80. Ставка акциза на оба вида бензина определяется в расчете на 1 тонну (ст. 193 НК РФ). Следовательно, сумма акциза, уплаченная при приобретении бензина марки Аи-80, может быть принята к вычету.

В бухучете акциз, который будет приниматься к вычету, отразите на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» субсчет «Акцизы»:

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 60

– отражена сумма акциза, предъявленного производителем подакцизного товара.

К вычету принимайте только фактически уплаченные суммы налога (п. 1 ст. 201 НК РФ). В качестве подтверждающего документа может служить платежное поручение или иной расчетный документ.

 Сумма акциза в расчетных документах должна быть выделена отдельной строкой. Аналогичные разъяснения содержат письмо ФНС России от 15 июня 2012 г. № ЕД-2-3/393, определение Конституционного суда РФ от 7 июня 2011 г.

№ 805-О-О и постановление ФАС Центрального округа от 26 апреля 2010 г. № А09-9856/2009.

В бухгалтерском учете оплату суммы акциза отразите проводкой:

Дебет 60 Кредит 51

– уплачено поставщику за товар, включая акциз.

Ситуация: может ли организация, приобретая подакцизный товар по бартерному договору, принять сумму акциза к вычету?

На практике налоговые инспекции отказывают покупателю в получении налогового вычета, если приобретение подакцизного товара происходит по бартерному договору. Это связано с тем, что отсутствие расчетного документа не позволяет подтвердить и проконтролировать уплату акциза в бюджет продавцом подакцизного товара.

Поэтому, чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, при неденежных формах расчета за подакцизные товары перечислите сумму акциза отдельным платежным поручением.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 15 июня 2012 г. № ЕД-2-3/393, а также постановлениями Президиума ВАС РФ от 23 января 2007 г. № 11251/06, от 11 сентября 2007 г. № 4594/07.

Ситуация: может ли организация заявить налоговый вычет, если расчеты за подакцизные товары, использованные в качестве сырья, осуществляются с помощью векселей?

Ответ на этот вопрос зависит от того, использует организация при расчетах собственный вексель или вексель другой организации.

По общему правилу сумма акциза принимается к вычету только при условии фактической уплаты (п. 1 ст. 201 НК РФ).

Вексель нельзя рассматривать как расчетный документ, подтверждающий факт оплаты организацией-производителем подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, по цене, включающей акциз.

Потому что вексель является средством оформления отсрочки платежа за приобретенные товары, а не их непосредственной оплатой (ст. 815 ГК РФ).

Следовательно, фактической оплатой за подакцизные товары при использовании в расчетах собственного векселя будет момент погашения своего векселя денежными средствами его предъявителю.

Если для расчетов за подакцизные товары передается вексель, приобретенный в качестве финансового вложения, моментом оплаты будет считаться фактическое перечисление денежных средств продавцу векселя. Если вексель оплачен не полностью, сумма акциза принимается к вычету только в пределах фактически перечисленных денежных средств за него.

Если в расчетах за подакцизные товары используется вексель третьего лица, полученный в обмен на собственный вексель организации, налогоплательщик права на вычет суммы акциза не имеет, поскольку отсутствует фактическая оплата векселя денежными средствами.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 15 июня 2012 г. № ЕД-2-3/393.

Счет-фактура

Наличие правильно оформленного счета-фактуры при приобретении товаров у поставщика является одним из условий применения налогового вычета. Входной акциз принимайте к вычету в сумме, выделенной в счете-фактуре (п. 2 ст. 198 НК РФ). Если счета-фактуры нет или он оформлен с нарушениями, предъявленную поставщиком сумму налога к вычету не принимайте.

Специального порядка заполнения счетов-фактур для организаций – производителей подакцизных товаров законодательством не предусмотрено.

Поэтому при предъявлении сумм акциза покупателям следует оформлять счета-фактуры на общих основаниях – в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса РФ и приложением 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Подробнее об этом см. Как правильно оформить счет-фактуру для покупателя.

Период применения вычета

Принять к вычету акциз можно только после списания подакцизного сырья на затраты по производству подакцизных товаров (п. 3 ст. 201 НК РФ, письмо Минфина России от 6 марта 2013 г. № 03-07-06/6760).

Передачу сырья в производство подтвердите соответствующими документами, например накладной на внутреннее перемещение, актом приема-передачи между структурными подразделениями организации, актом списания в производство, другими документами.

Передачу сырья в производство подтвердите соответствующими документами, например накладной на внутреннее перемещение, актом приема-передачи между структурными подразделениями организации, актом списания в производство, другими документами.

Если стоимость сырья была списана на затраты по производству в одном периоде, а оплата данного сырья произведена в другом, то налоговые вычеты производятся в том периоде, когда произведена оплата сырья (абз. 2 п. 3 ст. 201 НК РФ).

Бухучет

Списание подакцизного сырья для производства иных видов товаров в бухучете отразите так:

Дебет 20 (25, 44) Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»

– списан подакцизный товар в качестве сырья для производства продукции.

Принятую к вычету сумму акциза отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»

– принят к вычету акциз, предъявленный поставщиком.

Пример расчета суммы налогового вычета по акцизу

ООО «Торговая фирма «Гермес»» производит и реализует пиво. Сырье закупается в бочках и разливается в бутылки емкостью 0,5 литра.

В июле «Гермес» приобрел 5000 литров пива в бочках с содержанием объемной доли этилового спирта 4,8 процента. Договорная стоимость товара – 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 36 000 руб., акциз – 100 000 руб.).

В июле было разлито 6000 бутылок пива, в апреле – 4000. Вся партия произведенного бутилированного пива была реализована в августе за 354 000 руб. Ставка акциза на пиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового 4,8 процента равна 20 руб.

за 1 литр как для сырья, так и для готовой продукции.

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете следующие записи.

Июль:

Дебет 10 субсчет «Сырье и материалы» Кредит 60
– 100 000 руб. (236 000 руб. – 36 000 руб. – 100 000 руб.) – получено пиво в бочках от поставщика;

Дебет 19 субсчет «НДС» Кредит 60
– 36 000 руб. – отражен входной НДС;

Дебет 19 субсчет «Акциз» Кредит 60
– 100 000 руб. (5000 л × 20 руб.) – отражена сумма акциза, предъявленного поставщиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «Расчеты по НДС»
– 36 000 руб. – принят к вычету входной НДС;

Дебет 60 Кредит 51
– 236 000 руб. – уплачено поставщику за бочковое пиво;

Дебет 44 Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»
– 60 000 руб. (100 000 руб. : 5000 л × 3000 л) – списано 3000 литров (6000 бут. × 0,5 л) бочкового пива для производства пива в бутылках;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»
– 60 000 руб. (100 000 руб. : 5000 л × 6000 бут. × 0,5 л) – принят к вычету акциз, относящийся к пиву, отпущенному в производство.

Август:

Дебет 44 Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»
– 40 000 руб. (100 000 руб. : 5000 л × 2000 л) – списано 2000 литров (4000 бут. × 0,5 л) бочкового пива для производства пива в бутылках;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»
– 40 000 руб. (100 000 руб. : 5000 л × 4000 бут. × 0,5 л) – принят к вычету акциз, относящийся к пиву, отпущенному в производство;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 354 000 руб. – отражена выручка от реализации пива в бутылках;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 54 000 руб. – начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 90-4 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»
– 100 000 руб. ((6000 бут. + 4000 бут.) × 0,5 л × 20 руб.) – начислен акциз по реализованному пиву.

Сумма акциза, уплаченная при приобретении пива в бочках, составила 100 000 руб. (20 руб./л × 5000 л). Акциз, начисленный при реализации, – 100 000 руб. (28 руб./л × (6000 бут. + 4000 бут.) × 0,5 л).

За июль организация заявила к вычету сумму акциза в размере 60 000 руб. За август сумма налога, подлежащая уплате в бюджет при реализации разлитого в бутылки пива, с учетом вычета составила 40 000 руб. (100 000 руб.

 – 60 000 руб.).

Учет акциза в стоимости товаров

Во всех иных ситуациях суммы акциза, уплаченные при приобретении товаров, к вычету не принимайте, а учитывайте в стоимости приобретенных товаров (п. 2 ст. 199 НК РФ).

Продолжение >>

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/akcizy/kogda_i_kak_akciz_mozhno_prinjat_k_vychetu/11-1-0-256

Налоговые вычеты по акцизам

Налоговые вычеты по акцизам
уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории Республики Беларусь.

Вычет указанных сумм акцизов производится в пределах сумм акцизов, исчисленных при реализации этих подакцизных товаров на территории Республики Беларусь.

При реализации нескольких видов подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, суммы акцизов, подлежащие вычету, определяются отдельно по каждому виду реализованного подакцизного товара. 3.

Налоговые вычеты и порядок их применения

При этом вычитается сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм естественной убыли.

Эти нормы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров.

Вычетам подлежат только фактически уплаченные суммы акциза на основании расчетных документов, счетов-фактур и других документов. Особый порядок налоговых вычетов установлен в отношении нефтепродуктов в зависимости от характера производимых операций.

Порядок уплаты акцизов При исчислении суммы акциза и перечислении ее в бюджет необходимо учитывать установленные налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется следующим образом.

https://www.youtube.com/watch?v=nc3cmWzH8hI

При операциях по реализации (передаче) подакцизных товаров подлежащая уплате сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода по формуле: где А — сумма акциза, подлежащая уплате; ОСА — общая сумма акциза; НВ — налоговые вычеты.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму акциза, налогоплательщик акциз не уплачивает.

Указанное наложение применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы. Для принятия вычета акциза п.

2 ст. 200 НК РФ предусмотрены ограничения для производителей алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, которые определяются в пределах: o суммы акциза по этиловому и коньячному спирту, реализуемых организациям, производителям спиртосодержащей продукции, уплачивающим авансовый платеж акциза (т.е.

Налоговые вычеты по акцизам и порядок их применения

Суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его приобретении либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию, а также суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его производстве — при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья.

3.

Суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

договора купли-продажи виноматериалов; платежных документов, подтверждающих оплату приобретенных виноматериалов; товарно-транспортных накладных поставки виноматериалов, счетов-фактур; купажных актов; акта списания виноматериалов в производство.

4.

Вычеты сумм акциза, указанные в пункте 4 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиками платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, спирта этилового, произведенного из пищевого сырья по ценам, включающим акциз. При этом вычету подлежит сумма акциза в размере, не превышающем сумму акциза, исчисленную по формуле: С = (А х К):100%) х О, где: С — сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина; А — налоговая ставка за 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта; К — крепость вина; О — объем реализованного вина.

Сумма акциза, превышающая сумму акциза, исчисленную по указанной формуле, относится за счет доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщиков после уплаты налога на прибыль организаций.

3.

Налоговые вычеты по акцизам это

2 ст.

200 НК).

При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в случае, если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные товары.

вычетам подлежат: — суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные собственником указанного давальческого сырья (материалов) при его приобретении; — суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию РФ, выпущенного в свободное обращение; — суммы акциза, исчисленные и уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве (п.

Источник: http://munh.ru/nalogovye-vychety-po-akcizam-96699/

Применение вычетов при исчислении акцизов

Налоговые вычеты по акцизам

В соответствие со ст. 200 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога по подакцизным товарам на сумму налоговых вычетов [43, с. 88-89].

Вычетам подлежат: — суммы акциза при приобретении подакцизных товаров при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров;

суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья (материалов);

суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции;

суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

Также налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров [41, с. 23].

Вычеты сумм акцизов, уплаченных по использованному подакцизному сырью, производятся на основании расчетных документов (платежных поручений) и счетов-фактур, предъявленных налогоплательщиком и подтверждающих уплату им соответствующих сумм акциза в составе стоимости приобретенного сырья. При этом сумма акциза должна быть выделена отдельной строкой.

Общим правилом является то, что суммы акциза принимаются к вычету только при условии их фактической уплаты и если стоимость использованного подакцизного сырья списана на затраты по производству реализованных (переданных) подакцизных товаров.

Вычет возможен, когда плательщик, имеющий свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, использует денатурированный спирт для производства такой продукции. Это предусмотрено п. 11 ст. 200 НК РФ.

Чтобы получить вычет, в налоговый орган следует представить свидетельство, копии договоров о приобретении денатурированного спирта у производителя, реестр счетов-фактур, выставленных производителем.

Необходимы также накладные на внутреннее перемещение спирта, внутренние акты приема-передачи и акт списания денатурата в производство (п. 11 ст. 201 НК РФ).

Вычеты сумм налога, уплаченных по подакцизным товарам, реализованным за пределы Российской Федерации, осуществляются при наличии документального подтверждения факта вывоза этих товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Пример 7 (предоставление налогового вычета):

ЗАО «Нефтепродукт» производит бензин и получило свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов. В январе 2009 г. им было произведено 100 т бензина аи-95. В момент оприходования произведенных нефтепродуктов организацией был начислен акциз по ставке 3629 руб. за 1 т в размере»362900 руб.

В январе весь бензин был реализован, причем 60 т было продано налогоплательщику, получившему свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, а остальные 40 т были проданы организации, которая не получала свидетельства.

Рассчитаем сумму налогового вычета:

3629 руб. * 60 т = 217740 руб.

После представления всех необходимых документов в налоговую инспекцию ЗАО «Нефтепродукт» может произвести налоговый вычет.

Таким образом, по итогам данной главы можно сделать вывод о том, что наиболее спорным вопросом механизма исчисления акцизов является конкретная ставка того или иного акциза.

Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения.

Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

Как видно из изложенного выше материала, установленная система акцизного налогообложения в Российской Федерации является достаточно сложной.

Одновременно с этим, как показывает опыт ее функционирования, она к тому же недостаточно эффективна не только с фискальной точки зрения, но и зачастую с позиций налогоплательщика. Не случайно гл.

22 «Акцизы» НК РФ изменяется практически ежегодно, а нередко переписывается заново.

Действующая в настоящее время система взимания акцизов с розничного и оптового звена реализации нефтепродуктов вместо предприятий-производителей была введена с января 2003 г.

в целях обеспечения равномерности распределения доходов от данного налога по территории России.

Это было вызвано необходимостью компенсации выпадающих доходов субъектов РФ в связи с отменой налогов, являвшихся источниками финансирования дорожных фондов [18, с. 11].

По истечении нескольких лет функционирования данной системы можно дать определенную оценку ее эффективности по нескольким позициям.

Во-первых, это ее фискальная эффективность, т.е. общее обеспечение поступления средств в доход государства.

Во-вторых, с позиций поступления средств в разрезе субъектов Федерации.

В-третьих, это эффективность администрирования данного налога.

И, наконец, в-четвертых, степень увязки данной системы налогообложения с позиции зависимости распределения сумм поступающих налогов »от экономических показателей, связанных с формированием в регионах налоговой базы и потреблением нефтепродуктов. В итоге — практически по всем этим позициям имеем весьма низкую эффективность введенной системы исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты [13, с. 22].

Прежде всего, снизилась фискальная эффективность. Поступления налога почти ежегодно оказываются ниже предусмотренных в расчетах бюджета. Эта система создала условия для ухода от налогообложения путем получения возмещения акцизов, не уплаченных в бюджет, по схемам, действующим по НДС. В значительных размерах начала расти задолженность по этому налогу.

Но самая главная проблема современной системы акцизного налогообложения — это значительное усложнение налогового администрирования [6, с. 4].

Во-первых, резко возросло число налогоплательщиков. Это существенно усложнило налоговый контроль и, соответственно, работу налоговых органов. Одновременно возрос документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Увеличение количества налогоплательщиков и документооборота привело к росту числа привлеченных специалистов налоговых органов по обработке деклараций, многократно возросшего объема информационных ресурсов для осуществления налогового контроля.

Во-вторых, действующая система в значительной степени осложнила деятельность соответствующих служб налогоплательщиков. Они теперь вынуждены для получения налоговых вычетов составлять ежемесячные реестры, которые содержат более 300 счетов-фактур.

Значительно усложнилась форма налоговой декларации.

При этом надо иметь в виду, что акциз стали платить, в основном, относительно мелкие организации, которые вынуждены привлекать дополнительную численность работников для составления этого огромного количества документов.

В-третьих, усложнилась работа администраций субъектов РФ по расчету поступлений данного налогов в соответствующие бюджеты [8, с. 9-10].

В июле 2002 г. были внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2003 г. была введена так называемая смешанная, или комбинированная, система акцизного налогообложения, при которой ставка акциза состоит как из специфического, так и адвалорного компонентов.

Однако, исследование влияния такого фактора как наличие в странах ЕС комбинированной ставки и ее высокая эффективность, показало, что его влияние на необходимость изменения системы акцизов в России сильно преувеличено.

Принятая в России комбинированная система далеко не та, что успешно действует в странах Запада.

Смешанная система, предложенная для России, в своем роде уникальна, так как она не применяется ни в одной из развитых стран. В отличие от ЕС, где адвалорная составляющая ставки исчисляется на базе фиксированной розничной цены сигарет, в России она установлена на отпускную цену продукции.

Это предоставляет производителям табачных изделий легальные возможности уменьшения налоговой базы для исчисления суммы акцизов по адвалорной ставке за счет снижения отпускных цен на табачную продукцию, а также за счет ассортиментных сдвигов в сторону увеличения выпуска сигарет более низкого ценового сегмента, что в свою очередь приводит к снижению объемов поступлений в бюджет акцизов на табачные изделия.

Введение адвалорной составляющей акциза на табак явилось повторением допущенной ранее ошибки по налогу на пользование недрами.

Установленная по этому налогу налоговая база была жестко привязана к стоимости добытого полезного ископаемого, в результате чего бюджет ежегодно терял десятки миллиардов рублей вследствие применения добывающими предприятиями трансфертного ценообразования. Получается, что мы не учимся не только на чужих, но и на собственных ошибках.

Одновременно с этим хотелось бы отметить, что создание комбинированной системы противоречит и некоторым провозглашенным и проводимым в жизнь принципам построения российской налоговой системы.

Page 3

Недостаточный контроль со стороны государственных органов предоставляет возможность изготовления неучтенной продукции, а высокая доля налогов в цене на крепкие алкогольные напитки и табачные изделия, а также низкие санкции за их неуплату позволяют получать высокие теневые доходы. Это создает необходимые условия и стимулирует производство неучтенной продукции, в том числе и на мощностях легальных производителей.

Без построения эффективной системы контроля за произведенными и реализуемыми товарами представляется проблематичным обеспечение полного сбора акцизов со всего объема потребляемой алкогольной и табачной продукции. Для решения этой проблемы широко используются различные специальные приемы выявления базы налогообложения.

Например, в виде ее искусственного дублирования при помощи контрольных меток, сопровождающих реализуемую продукцию.

Финансово-правовой институт маркировки алкогольной и табачной продукции для целей налогообложения одновременно сочетает в себе возможности взимания авансовых платежей производителем продукции в счет уплаты акцизов через приобретение специальных и акцизных марок.

При этом помимо указанной функции, марки используются в качестве средства подтверждения легальности производства и реализации алкогольной и табачной продукции, а также для осуществления функций по налоговому контролю и как носители идентифицирующей информации.

Перечень подакцизной алкогольной и табачной продукции на сегодняшний момент требует пересмотра и должен обладать нормативно-правовым обоснованием, при этом в большей степени отвечать назначению акциза.

Для борьбы с незаконным производством алкогольной и табачной продукции из этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, а также с нарушением технических нормативов, следует ввести более жесткие меры уголовного наказания к недобросовестным производителям.

Для исключения использования технического спирта в производстве алкогольной продукции необходимо при производстве спиртосодержащих технических, бытовых и прочих жидкостей применять красящие, ароматические и вкусовые добавки, их отгрузку осуществлять в специальной таре, сократив объемы их реализации в железнодорожных и автомобильных цистернах и других емкостях большого объема.

Наряду с этим, для стимулирования роста объемов производства натуральных вин с целью замещения ими потребления крепких алкогольных напитков представляется целесообразным исключить из перечня алкогольной продукции натуральные вина.

Потребление указанной продукции не оказывает столь губительного влияния на здоровье населения, как потребление крепких спиртных напитков, кроме того, процесс их производства не является высокорентабельным, а, следовательно, взимание акциза с указанной продукции экономически не обоснованно, что не соответствует фискальной функции налога.

Ставки акцизов на алкоголь планируется увеличить в 2010 году на 30% по сравнению с уровнем ставок в 2009 году, или на 20% к уровню ранее утвержденных ставок на 2010 год, сообщил источник в правительстве.

Существенно будут повышены акцизы на алкоголь, подготовлены предложения по целому ряду инициатив, которые дадут увеличение доходов бюджета-2010 на сумму более чем 227 миллиардов рублей

Также в рамках данных предложений есть существенное повышение акцизов на табачные изделия. «Специфические ставки вырастут на 44% к уровню 2009 года, адвалорные ставки, там, где они есть, увеличатся до 7%», -отметил источник. Сейчас адвалорные ставки составляют 6,5%.

Кроме того, будут увеличены акцизы на пиво. «Данный вид акцизов будет повышен в три раза к уровню 2009 года, или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года

В предложенные меры по увеличению доходов федерального бюджета войдет увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет прибыли Банка России с 50% до 75%. Это является весьма существенной мерой.

Также с 2010 года доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будут идти не напрямую в данные фонды, а в федеральный бюджет.

Доходы федерального бюджета от данной меры в 2010 году вырастут примерно на 80 миллиардов рублей.

Также можно предположить, что увеличение акцизов на табачную продукцию даст бюджету 2010 года дополнительные 15,1 миллиарда рублей, а рост акцизов по другим подакцизным товарам, ввозимым на территорию России, увеличит доходы федерального бюджета на 5,1 миллиарда рублей.

Таким образом, по итогам данной главы можно сделать вывод о том, что установленная система акцизного налогообложения в Российской Федерации является достаточно сложной, зачастую, недостаточно эффективной.

Основными моментами оптимизации акцизов являются: четкое и грамотное определение операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) акцизами; определение особенностей освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации; правильное определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья; учет возможности применения налоговых вычетов; правильное и своевременное исчисление суммы акциза, подлежащей возврату.

Источник: https://vuzlit.ru/450183/primenenie_vychetov_ischislenii_aktsizov

Отрасль права
Добавить комментарий